Информация поступает к нам постоянно, причем из самых разных источников и СМИ. Существуют ли элементарные способы, с помощью которых можно было бы понять, фейковая ли перед тобой новость, или это действительно правда?

Первое, что нужно сделать в такой ситуации — это проверить, не было ли ранее в новостных заметках других годов такой информации. То, что мы видим сейчас, и те новости, которые бесконечно муссируются повсюду, рождают мировую панику. Обычно текстовки для таких сообщений берутся из предыдущих новостей, вброшенных еще когда-то давно, только разбавляются новыми данными.

Более того, с точки зрения текста (кстати, за это отвечает психолингвистика — что и как пишет, и, в том числе, печатает, человек), обращайте внимание на то, какое влияние он оказывает на вас. Из этого вытекает второе важное правило — когда читаете текст, всегда спрашивайте себя: какие эмоции он у меня вызывает?

Если новость вызывает очень сильную, бурную и даже кардинальную смену эмоций (от взлета к падению или наоборот), важно критично подойти к этому и задать себе вопрос: а не накачивают ли меня сейчас для каких-то целей?

Потому что обычные новости, целью которых является простое информирование, всегда написаны более этично и экологично, нежели чем вбросы, которые ставят своей целью провести манипуляцию, испугать или подтолкнуть людей к каким-то действиям (порой противоправным), что может привести к различным негативным последствиям. Все мы с вами люди и у всех есть эмоции, на которых можно «сыграть в свою пользу».

Третье правило — как только вы определили, что вас пытаются эмоционально раскачать, попробуйте проанализировать: а зачем именно?

Да, наилучшей объективности вы сможете добиться, стараясь включать критичность мышления. И отслеживая собственные состояния: а что я чувствую в данный момент? Почему?

Задумайтесь, каким образом, всего одно предложение, одна какая-то статья или пост, способны вызвать у вас бурю эмоций. Покопайтесь в сокрытом смысле: а что именно хотят во мне родить (какую эмоцию?), на что подтолкнуть?

Все подобные информационные вбросы рассчитаны на то, чтобы эмоционально раскачать человека, снизить критичность его мышления, и, соответственно, получить возможность воздействовать на него и управлять им.

Обычно в подобных сообщениях используется одна и та же система. Сначала внимание читателей привлекается с помощью людского страха или любопытства. Дальше человека накачивают необходимыми эмоциями и информацией, а потом, в конце, обратите внимание (!) — показывают, куда идти и что делать.

Если вы видите перед собой новость со схожей структурой, чувствуете в себе бушующие эмоции, да еще и видите в конце краткое резюмирование того, что вы «должны» теперь думать или делать касательно полученной информации — то стоит задуматься: а правда ли это вообще или нет?

Вследствие всего вышесказанного, вытекает логичный вопрос: а кто этому должен учить? Как человеку развить в себе способность анализировать свои эмоции, понимать, какие именно из них он испытывает и почему? Где приобрести навыки, которые помогут стать «медиаграмотным»?

Конечно, было бы здорово, если бы у нас с малых лет в школах были предметы, на которых учили бы отслеживать и развивать критичность мышления. Со своей стороны, мы, как Научно-Исследовательский центр, часто преподаем в вузах, в том числе затрагивая такие темы как интернет-гигиена и эмоциональный интеллект. Да и сам профайлинг, как гибридная система методов, учит по-другому смотреть на мир путем определенной системы координат, которую мы даем на наших курсах.