Разбор на примере кейса с массовым мошенничеством.

Мы с коллегами любим разбирать различные схемы массового мошенничества, поскольку именно в смекалке современных Остапов Бендеров можно найти множество увлекательных примеров и понять, куда движется данное направление и что с ним делать.

Как раз недавно к нам обратились с любопытным кейсом: звонят и приглашают сняться в сериале, для некой роли 2-го или 3-го плана, говорят, что ваш типаж понравился режиссеру и съемки уже «вот-вот». Только беда в том, что не хватает профессиональных фотографий, а ваше портфолио (если таковое имеется) ну никак не подходит. Необходимо сделать 35-40 снимков, с разными эмоциями, чтобы посмотреть как человек смотрится в кадре и как ложится свет. Вам предлагают своего фотографа, называют адрес, говорят, что нужно сделать все завтра, потом останется лишь подъехать к режиссеру и через день уже начнутся съемки. Стоимость фотосессии 4500₽, оплатить придется самостоятельно, но их компенсируют в первый же съемочный день. Человек приезжает, платит, фотографируется… а потом все исчезают, так и не отдав фотографии. Это краткий пересказ основных моментов, чтобы вы понимали (а при желании подробнее узнали) канву всей схемы. Мы проконсультировали человека, которого пригласили на съемки, затем  нашли номер одного из аферистов, который собирал таким образом людей. Теперь у нас было достаточно информации, чтобы разобрать это дело — естественно мы этим воспользовались!

Произведя элементарный запрос в Google, стало ясно, что схема эта не просто достаточно распространена, но и работает уже на протяжении нескольких лет, периодически затихая и возникая вновь. Раз такая махинация до сих пор жива — значит, она выгодна мошенникам. Давайте разберем каждый шаг и действия злоумышленников через приемы манипуляций и ответим на вопрос: почему эта схема работает?

приглашают сняться в кино

Скриншот с сайта antilohi.ru

Любая манипуляция — это такой вид взаимодействия или коммуникации, при котором один человек не говорит напрямую, что ему нужно. Так происходит и в случае с мошенниками, которые используют различные уловки для того, чтобы обманным путем достигнуть своих целей. Важно понимать, кто именно становится объектом манипуляций. В первую очередь, это человек, который в чем-то заинтересован. В описанной нами истории объектом манипуляций становятся люди, мечтающие сняться в кино. Конечно, мотивы у каждого могут быть совершенно разные (о том, как на них играют шарлатаны, мы поговорим чуть дальше), важно одно: у человека есть конкретная цель, которую он хочет достичь. Мошенник знает эту цель — он видел на тематических сайтах резюме, собрал базу студентов театральных вузов, выбрал страницы в соц. сетях, где были выложены модельные снимки — вся информация оставлена в открытом доступе и ей легко воспользоваться. Даже если на вас вышли спонтанно, опытным мошенникам не составит труда быстро определить, поведетесь ли вы на их проделку. В разобранной нами схеме первое условие для проведения манипуляций удовлетворено — есть человек, который зависим от какого-то ресурса. Дальнейшие действия можно условно поделить на несколько составляющих, каждая из которых представляет собой определенный манипулятивный прием.

Давайте рассмотрим каждый из них

Отметим, что приведенные ниже аспекты манипуляций точно также используются и в других схемах мошенников, поэтому даже если вы не сталкивались с приведенным примером, материал поможет вам не попасться на другие схожие уловки.

 

1. Ограничение по времени

 

манипуляция мошенникиЭто один из наиболее часто используемых приемов в манипуляциях. Человеку дают возможность получить желаемое, но принять решение он может только «здесь и сейчас». Такая постановка вопроса выключает в голове важный когнитивный процесс — критическое мышление. Дело в том, что нам «кажется», что мы уже достигли цели, и вместо того, чтобы анализировать ситуацию, мы начинаем представлять «как всё будет».

Выделим несколько особо интересных моментов с записанного разговора с мошенниками:

“Вас уже выбрали, но нам очень срочно нужно ваше портфолио.”

“Уже завтра вас хотят снимать.”

“Самое важное это завтра подъехать и сделать портфолио, и потом сразу же передать его мне, чтобы режиссер понял, как вы смотритесь в кадре”.

Если вы слышите формулировке вроде “вам нужно сделать это срочно”, “уже завтра фотосессия”, работающие на скорость, лишающие вас возможности подумать и порассуждать над предложением — это первый тревожный звонок.

2. Игра на эмоциях

обман мошенников“Мы вас прославим, мы вас начнем снимать в кино, именно ваш типаж подходит режиссеру, это уникальный шанс для вас, это возможность пойти дальше…” — эта система работает на человеческом тщеславии. Всем нам нравится, когда наши особенности выделяют и оценивают, когда замечают наши достоинства, да ещё и дают возможность реализовать наш «нераскрывшийся потенциал», осуществить мечту, перевернуть устоявшийся уклад жизни на 180℃. Игра на эмоциях человека  — начиная от истинного желания какого-то творческого раскрытия, достижения новых вершин, до банального интереса, удовлетворения любопытства или вышеупомянутого тщеславия — создает амплитудные раскачки, при которых, как и в предыдущем пункте, способность мыслить рационально резко снижается. Находясь на пике «эйфории» после такого резкого эмоционального подъёма, человек принимает необдуманные решения и действует импульсивно. А, значит, влиять на него становится ещё проще. Как правило, игра на эмоциях используется на протяжении всей манипуляции вплоть до её последней стадии: полного разрыва контакта.

 

3. Наживка

 

Для того, чтобы поддержать существующую заинтересованность, человека начинают заманивать с помощью наживки. Ему конкретно, последовательно и четко обрисовывают картину того, что именно он получит на выходе. В описанном примере, вам называют точную сумму, которую вы сможете заработать за съёмки, причем в зависимости от того, кто именно отвечает на звонок, факты и способы их подачи несколько видоизменяются…

 

 

Первый разговор:

“От 1000 рублей за час съемок, оплата сразу в конце дня, вас сразу рассчитывают.”

Второй разговор:

“9000 рублей за съемочный день, плюс питание на площадке”.

Надо отметить, что во втором разговоре от нас общался мужчина и акцент на питании был сделан несколько раз, в отличие от первого, где общались с женщиной. Вот так все “клиентоориентированно”.

Все дело в том, что как только нашему мозгу даются конкретные измеримые цифры, он автоматически начинает прикидывать сколько это будет, подходит ли сумма, думает о том, как мы её будем использовать, а не о том, правдивы ли данные обещания или нет. Мало того, что работает момент эмоциональной раскачки, так теперь нам обещают еще и вознаграждение: меня не только отобрали и дали шанс сняться в кино, но я еще и смогу на этом заработать!” Веря в то, что по счастливой случайности выиграл полный «джекпот», и чувствуя давящее ограничение по времени, за которое он может его получить — человек втягивается в это проблемное поле. Однако, если данная сумма не будет являться для вас определяющей, то такой манипулятивный прием вряд ли сможет сработать.

 

4. Искусственно созданные трудности

 

В тот момент, когда казалось бы все так прекрасно, искусственно создается какая-то преграда на пути к достижению желаемого. В данной схеме такой причиной выступает отсутствие у вас портфолио или факт его несоответствия существующим критериям. То есть, вам показали товар, показали ваши возможности в связи с ним, но для того, чтобы его получить, необходимо решить возникшие осложнения. Казалось бы, такой поворот хорошая возможность задуматься, а нужно ли это мне вообще. Но, только на третьем по счету этапе, мозг уже точно все решил и представил, как достиг своей цели, а возникшие трудности выглядят для него лишь несущественным препятствием, которое срочно нужно устранить и не возвращаться «назад». Тем более, что и делать то особо ничего не нужно: несуществующая проблема уже как-будто заранее решена самими аферистами:

“У нас есть свой фотограф, который сделает вам необходимое портфолио, они профессионалы, они знают как именно снимать.

То есть, за вас уже все организовано, есть точное время и место, где вы можете сделать нужные снимки; вам останется только приехать… и заплатить 4500₽. В получении этих денег и заключается главная цель мошенников, но, разумеется, акцент на данной цифре в разговоре не делается, аферист умело уходит от «щекотливой» темы, да еще и обещает, что в первый же день начала съемок сумма будет компенсирована.

 

5. Неопределенность и решение трудностей за вас

 

Любому манипулятору приходиться оставлять себе определенное пространство для лавирования, чтобы при случае было куда отступить. Таким образом, если вдруг появится хотя бы минимальная вероятность разоблачения лжи, он всегда сможет быстренько уйти в сторону. Для этого мошенники используют технику неопределенности, освещая только те подробности, которые необходимы им для выманивания средств, а все остальные данные оставляя очень расплывчатыми и условными.

 

Первый разговор:

“Вы как снимки получите, сразу звоните мне, я скажу, где мы с режиссером сейчас снимаем, у нас две локации и непонятно, где именно мы будем, сами понимаете, съемочный процесс не всегда предсказуем.

Нам не говорится, куда именно можно будет принести полученный диск с фотографиями, на какой локации режиссер будет проводить съемки, даже его имя и предыдущие проекты держаться в тайне якобы до подписания трудового договора. Название самой кинокомпании также не вызывает никаких ассоциаций (в этой схеме использовали “Варнер Парамаунд Сити”), но нам начинают рассказывать, что компания Западная, у нас она мало известна, а сайт еще находится в разработке. Зачем западной компании снимать сериал для русскоязычной аудитории остается вопросом, который мозг в состоянии аффекта отодвигает на задний план, а вся конкретика остается отложенной аферистами «на потом».

Второй разговор:

“Криминальная драма “Криминальный игрок”, вы будете играть роль второго плана”, там еще не понятно в каком именно объеме, это может быть и первый съемочный день, а может и пятый, плюс, непонятно, где именно мы снимаем. Режиссер Эдуард Грин, снимает сериалы на Западе. Неясно ,где именно мы будем, но вы сразу везите снимки, это будет либо на Трубной, либо на Парке Культуры.”

 

6. Подача информации

 

Сама подача информации тоже играет большую роль. Дело в том, что она подается разнопланово и «порционно» и с точки зрения эмоций, и с точки зрения конкретики. Это делается для того, чтобы была возможность отследить, как реагирует жертва и подстроиться под нее.  Если мы видим, что человек «переобувается» на ходу, меняя факты, показывает ситуацию только в выгодном свете и очень хочет нам понравится — это серьезный указатель на то, что нами пытаются манипулировать. Так, например, в данной афере даже не говорится о том, что на роль могут не взять. Вся манера подачи информации построена таким образом, будто вас уже одобрили и окончательное решение принято, только вот тогда вопрос: а зачем нужно портфолио?

Первый разговор:

“Вы режиссеру подходите, именно ваш типаж. Но портфолио ваше нам не подходит, нужно понимать, как ложится свет. Вы как сделаете снимки мы посмотрим, но в принципе ваша кандидатура уже утверждена”.

Суть таких формулировок  в том, чтобы создать у человека иллюзию реальности происходящего. Любой, кто непосредственно не связан с киноиндустрией, воспримет такую информацию нормально, потому что до конца не представляет как именно должны проходить настоящие съёмки (кстати, об этом ниже).

 

7. Разрыв контакта

 

Ограниченная подача информации и неопределенность строят «мостик» к финальному этапу — разрыву коммуникации. Это дает мошеннику возможность уйти до того, как (и если) жертва осознает, что это была манипуляция. В данной ситуации аферистам не составляет труда тихонько «отойти»: фотографии человеку на руки никто не отдает, все созвоны с ним резко прекращаются, номера телефонов через пару часов становятся недействительны — с жертвой просто обрываются любые контакты. Либо начинают затягивать процесс выдачи фотографий, но при этом говорят, что “ничего страшного, вас все равно снимут”. Обратиться в полицию и сказать, что ему не отдают снимки человек в таком случае не сможет, потому что не будет иметь никаких доказательств и реальных имен и номеров шарлатанов. К тому же, скорее всего, он начнет рассуждать о том, что 4500₽ — не такая уж большая сумма для того, чтобы теперь разводить панику и тратить усилия на поиск обманщиков. Чем дальше, тем больше будет видоизменяться в его голове сама картина произошедшего: включится эффект самооправдания, и человек,  найдя «логическое» объяснение ситуации, просто постарается абстрагироваться от нее. Именно этот момент и будет определяющим: разрыв контакта был успешно достигнут.

Вывод:  как не попасться на уловки аферистов?

  1. Каждый отдельно взятый пункт из описанных выше, не обязательно говорит о наличие манипуляции и мошенничества. В любой деятельности, касающейся определения истинных мотивов людей, мы всегда ищем совокупность факторов и системность их проявления. В выбранном нами кейсе отражены многие из инструментов, которые используются манипуляторами, и наглядно показаны способы их применения. Когда вы видите перед собой систему целиком: вас ставят в ограниченные временные рамки, машут перед глазами наживкой, расплывчато выдают информацию и очень хотят понравиться… — это уже сигнал того, что на вас пытаются воздействовать. В такой ситуации, важно определить, в чем заключается выгода у второй стороны. Четкая, конкретная цель есть у любого вида коммуникации, и она далеко не всегда материальная: человек может хотеть получить от вас внимание, наладить общение, втереться в доверие, выяснить определенную информацию, словом, причины здесь бывают самые разные.
  2. Но главная подсказка, которую стоит взять на вооружение, это научиться всегда задавать себе вопрос: какую цель преследует мой собеседник? В случае с аферистами, ими была предоставлена ложная цель: поиск актера для роли. Соответственно, они создали иллюзию своей заинтересованности в этом вопросе, для того, чтобы отвести внимание от своих реальных мотивов: выманивания денег. В таком случае, важно сохранять умение здраво оценивать и анализировать ситуацию и задавать себе наводящие вопросы: почему телевизионная компания не может сразу оплатить фотосессию? существует ли такая компания в принципе? что мне известно о режиссере? и т.д. Обращайте внимание на имена и номера телефонов, местоположения входящих звонков, и не ленитесь перепроверять любую полученную вами информацию. В нашем случае понять, что эта схема является мошеннической, помог банальный запрос в Google и поиск тематических форумов.

Как это должно было быть в реальности?

Своим опытом о том, как отличить реальное приглашение на кастинг от банального «развода» поделилась генеральный директор ArtLab Production Анжелика Кошевая. «Как только вам говорят: “мы вас будем снимать в кино, но вам надо снять портфолио, вам надо заплатить деньги”, ‑ сразу кладите трубку, потому что это — шарлатаны. Кино снимают только профессионалы, а если это не так, то это они платят деньги людям, а не наоборот. В случае, если компании вдруг не понравилось ваше портфолио, они могут попросить вас переделать его самостоятельно, но уж точно не станут навязывать свой контент. Конечно, если вам позвонят из Игры Престолов и скажут «вы должны заплатить нам 20 млн.$» за участие в сериале, это будет правдой. В преддверии нового сезона роли в нем действительно продавались, и люди были готовы заплатить большие деньги, чтобы сняться в фильме, в конце которого их героев убьют. Но это — единственный в киноистории случай, когда роли продаются, в остальном же,  деньги платить должны вам. Поэтому, если кто-то вдруг начинает предлагать свои услуги сделать портфолио с дальнейшим обещанием «снять в кино» — это совершенно точно развод. Если к вам поступил такой звонок, нужно сразу спрашивать: кто режиссер? какая кинокомпания снимает? кто продюсер? вышлите мне сценарий? Всё это — конкретные вопросы, на которые шарлатаны ответить не смогут. Услышав их, они моментально начнут юлить, давить на психику, красочно описывать ваше «великое» будущее. Аферисты могут сказать, что их компания работает только с собственными фотографиями и видео визитками, но на деле это не является правдой. Никого не интересует, где именно ты делал портфолио, если оно у тебя хорошее и ты — профессиональный актер, тебя приглашают на пробы, без всяких дополнительных условий. Бывают случаи, когда возможных актеров отбирают по фотографиям, но и тут никаких дополнительных материалов не требуется. Помните о том, что снимают, в основном, известные кинокомпании, такие как «DIXI-TV» (канал «НТВ») или «Русское» (для «Россия 2»), они главным образом занимаются сериалами. О всех официальных кинокомпаниях есть полная информация в Интернете, с которой вы в любой момент можете ознакомиться. Ну и напоследок, как только вы слышите формулировку о том, что вы «что-то должны», можно быть уверенными — вас пытаются надурить.»

Немного о нашей работе:

Мы продолжим работать с подобными обращениями, поскольку таких схем существует множество, и у каждой — свои особенности.

Сейчас не будем приводить точных номеров телефонов и записей разговоров, так как не хотим раскрывать детали и техники работы, но это не значит, что мы не сделаем этого в будущем. Номера все равно быстро сменят (один уже недоступен), а записи разговоров мы будем использовать на курсах для тренировок по детекции лжи и манипуляций, а также для демонстрации примеров.

Если у вас есть интересные истории, связанные с мошенничеством, присылайте их в любой форме нам на почту: mail@srccs.su. Возможно, именно ваш кейс мы со всеми подробностями разберем в следующем посте!

Поделитесь этим материалом со своими близкими, чтобы они знали, как не попасться на манипуляции злоумышленников.