Пожалуй, в жизни каждого современного человека уйма времени уходит на телефонные разговоры: с близкими, партнёрами по бизнесу, поставщиками, с кандидатами на должность и даже с продавцами в Интернет-магазине.

К сожалению, во время беседы по телефону мы не можем видеть лица собеседника и его жестов, а слышим только его голос. Контролировать речь мы учимся с детства, поэтому слова — не самый надёжный источник информации. Однако, если знать, на что обращать внимание, из телефонного разговора можно извлечь много информации и определить, когда человек лжёт.  

Определяем норму

Прежде, чем оценивать речь человека, важно запомнить, как он разговаривает в обычной ситуации. Проще говоря, понять, что для него является нормой: ему свойственно медленно растягивать слова или он тараторит, у него выразительные интонации или монотонное «бурчание». Обращать внимание нужно на особенности произношения, специальные термины, слова-паразиты и частоту их употребления.

Эта информация нужна для того, чтобы впоследствии замечать любые изменения в речи собеседника. Поскольку они, как правило, возникают из-за неприятной темы или вопроса, которые заставляют нервничать. При этом важно помнить основное правило при детекции лжи: любая ложь — это всегда стресс, но стресс — не всегда ложь.

Привычную манеру речи проще отметить, когда мы знаем человека не один день. Если знакомство происходит по телефону, и у нас есть всего полчаса на то, чтобы выяснить нужную информацию — это сложнее, но тоже возможно. Начните разговор с простых открытых вопросов, чтобы собеседник чувствовал себя уверенно и больше говорил. Когда вы перейдёте к более сложным, неприятным вопросам – заметите разницу.

На что обращать внимание?

Содержание речи

  1. Следите за тем, получаете ли вы ответы на свои вопросы.

Излюбленные тактики тех, кто не хочет отвечать на вопрос:

  • переспросить и увести беседу в другое направление;
  • начать ответ с комплиментов и продолжить в стиле «Ну ты же свой человек, понимаешь…»;
  • атаковать встречными вопросами в попытке выставить вас не компетентным.

Важно! Существует тип личности, которому свойственно говорить уклончиво, неуверенно, отвечать вопросом на вопрос. В их случае это является нормой и не является признаком лжи или манипулированием.

  1. Реакцию на вопрос помогут определить метапрограммы – это фильтры восприятия, усвоения и передачи информации.

Они определяют особенности нашего мышления и модели общения с окружающими. Когда человек искажает или умалчивает информацию, его метапрограмма меняется на противоположную. Использовать этот инструмент можно, если до телефонного разговора был опыт общения с человеком, и мы знаем, как он обычно доносит информацию. Чтобы рассказать, как это работает, разберём примеры нескольких метапрограмм.

Метапрограмма мотивации «ОТ» и «К»

О чем больше говорит человек? О том, чтобы не стало хуже? Старается предвидеть всевозможные ошибки и уязвимые места в договорённостях? Значит, его мотивация — избегание неудач.

Больше говорит о будущем, перспективах, о том, что получит и к чему приведет проект —  мотивация на достижение успеха.

Также важно понимать, что мотивация может меняться в зависимости от того, был ли у человека опыт в этой сфере или нет.

Если ваш собеседник на все вопросы отвечает с мотивацией на успех, а на какой-то теме он её изменил, значит, этот вопрос стрессовый, и у него был какой-то негативный опыт, связанный с этой темой.

Метапрограмма: ДЕТАЛЬНЫЙ или ГЛОБАЛЬНЫЙ.

Детальный — это тот человек, которому очень важны детали и подробности, у него потребность постоянно уточнять и конкретизировать, что именно он имеет в виду.

Глобальный говорит более обобщенным языком. Ему важно, чтобы была донесена общая концепция. Фактов, как таковых, у него мало.

Если человек желает что-то скрыть или солгать, у него произойдёт смена привычной метапрограммы.

Если в начале разговора человек очень подробно перечислял  преимущества, какие действия необходимо сделать, чтобы их получить, а при ответе на вопрос о том, как именно это работает и почему даёт такие результаты вдруг резко перешёл на глобальный стиль, значит человек либо сильно нервничает, либо лжёт.

Качество речи

Любые изменения в речи также необходимо фиксировать. Ведь паузы, заминки, перемена громкости голоса – это не что иное, как реакция мозга на раздражение. Если какая-либо тема для человека неприятна, он захочет избежать честного ответа на вопрос и попытается найти способ это сделать. Но в любом случае, его речь подаст «голос правды». На вероятный обман могут указывать:

  1. Замирание, пауза после вопроса

Это момент, когда человек решает, что ему делать — врать или не врать. Например, на какой-то вопрос человек не может ответить сходу, потому что задумался, хотя до этого отвечал быстро. Значит, затронутая тема для него значима, и он думает либо о том, как сформулировать ответ, либо что соврать. Для того, чтобы выяснить, что же он решил, следует задать ему несколько вопросов на эту тему. Возможно, он не выдержит и скажет всё, как есть.

  1. Смена скорости речи

Если на протяжении разговора человек говорит медленно, «с чувством, с толком, с расстановкой», а при ответе на какой-то вопрос темп резко ускорился – значит, он занервничал. Ему хочется скорее сказать фразу, чтобы перейти к другой теме.

  1. Тембр, громкость и высота голоса

Некоторые люди, когда лгут, непроизвольно начинают говорить тише. Также, если собеседник говорит низким уверенным голосом, а на какой-то теме интонации стали повышаться, появились «петухи» – это значит, что он очень сильно волнуется.

  1. Ухудшение дикции, заикание, частые откашливания, шумные вдохи и выдохи – это всё говорит о том, что вопрос был неприятным. Отвечая на него, человек переживает и нервничает.

Не забывайте о своём собственном поведении в ходе беседы. Меняйте тему и направление разговора, чтобы собеседник не мог подстроиться под вашу тактику. Используйте открытые вопросы, чтобы получить больше информации. Даже по телефонному разговору можно определить, обманывают вас или нет. Главное — быть внимательным и следить за любыми изменениями в речи собеседника.

Если вы хотите узнать больше о методиках профайлинга, можете ознакомиться с материалами в нашем закрытом разделе , а также на сайте .