В НИЦКБ обратилась компания из сферы Медиа, которая в том числе подготавливает кадры для шоу бизнеса. Они обнаружили резкий спад спроса на обучающие услуги, снижение количества заинтересованности аудитории и повышенную активность конкурента. Стоит заметить, что, по информации, бытующей на рынке, конкурент имеет обыкновение действовать «грязными» методами. При этом еще и обнаружился факт распространения слухов в сети Интернет о том, что компания Заказчика «обман». Нас попросили разобраться, как это произошло и решить проблему.

Мы начали с аудита. Репутация у компании действительно хорошая с богатой и долгой историей. В Сети мы нашли множество положительных отзывов от реальных учеников. Всего один-два можно отнести к условно негативным, а ещё несколько, разбросанных по разного рода сайтам-отзовикам от недовольных людей, которые не прошли кастинг на обучение. Публикаций, где прямым текстом сообщалось, что компания обманывает людей, обнаружено не было.

Однако, при введении названия компании в поисковую строку второй позицией в выпадающем списке самых популярных запросов была комбинация «[полное название компании] обман».

Мы стали разбираться и, как говорил Шерлок Холмс в исполнении Роберта Дауни Мл.: «…я упал в кроличью нору. <…> Но вышел оттуда просветленным».

Более «молодой» конкурент разместил на популярном форуме сообщение от некоего пользователя примерно следующего содержания: Уважаемые форумчане, привет! Я чувствовал всегда, что актер (наименование профессии изменено) от бога. Решил обучиться и вот сейчас смотрю разные варианты и предложения, чтобы не нарваться на обман. Нашел неплохую по отзывам компанию [компания-Заказчик], но полазил по интернету, почитал, и увидел – некоторые пишут, что это мошенники и обман. Подскажите, пожалуйста, кто-нибудь, обман это или нет? Поделитесь своим мнением кто что знает. Буду очень благодарен!”

Что произошло дальше догадаться не так уж и трудно. Посетители сайта, искренне желая помочь автору с его вопросом, или просто из бытового любопытства, стали массово интересоваться у поисковых систем, используя при этом самую очевидную и уже известную нам комбинацию «[полное название компании] обман», которая, надо отдать должное креативности злоумышленников, с точки зрения психолингвистической составляющей, была прекрасно внушена. Разумеется, алгоритмы поисковиков посчитали, что эта информация очень интересует аудиторию и автоматически вывели такой запрос на первое место по популярности.

После этого те пользователи, которые хотели уточнить время кастингов, стоимость обучения или место, сначала натыкались на запрос об обмане в первой строке, что, вне всяких сомнений, сразу же снижало степень доверия к компании, а кликая на этот запрос все больше и больше выводили в «топ» данную комбинацию.

И хотя в результате мониторинга нами и были обнаружены признаки искусственного поддержания интереса к данной форме запроса, все же атака базировалась в большей степени на грамотно сформулированной публикации на популярном сайте, пробуждающей интерес и желание помочь.

Как справиться с этим? Мы знаем, но тут не расскажем. ;))

Скажем только то, что проблема была решена. Более того, поисковые системы в своем совершенствовании не стоят на месте, все лучше помогая блокировать такие «пакости».

Подробнее можно почитать об этом в нашем исследовании по информационным войнам

Если у вас возникла подобная проблема, свяжитесь с нами для консультации по вопросам Защиты деловой репутации.