Одним из ключевых элементов, направленных на обеспечение безопасности и минимизации рисков любой компании, является эффективно действующая система превентивных мер в отношении событий, влекущих негативные последствия.

Практика работы экспертов Научно-исследовательского центра корпоративной безопасности по консультированию коммерческих компаний показывает, что в большинстве случаев причиной упомянутых событий является человеческий фактор.

По нашему мнению основным методом работы, направленным на профилактику рисков, связанных с поведением сотрудников, является создание комплекса превентивных мер включающих: выстраивание документооборота, построение строгих корпоративных принципов внутри компании, повышение лояльности персонала, обучение сотрудников компании, в том числе их правильную мотивацию и др.

В целом эти меры способствуют привитию такого элементарного качества человека как порядочность, отсутствие которого является причиной возникновения большинства кризисных ситуаций в компании.

В ходе консультаций и последовавших за ними корпоративных расследований, проводимых нашими экспертами, мы неоднократно сталкивались с ситуациями, когда сотрудники, совершая противоправные действия против своей компании, не испытывают ни угрызений совести, ни чувства вины. «Я не украл, а взял свое!», «А почему остальным можно, а мне нельзя?» — и множество других самооправдательных факторов демонстрируют то, что мы и относим в рамках данной статьи к отсутствию порядочности и устойчивым убеждениям, что «Взять чужое можно, если…».

Наши исследования в этой области позволяют выделить элементы, составляющие комплекс превентивных мер, способствующих в том числе и становлению корпоративных принципов. Ведь их отсутствие пагубно воздействует на компанию, что подтверждается не только современными исследованиями, но и проводимыми еще в конце прошлого века социологическими экспериментами, например, теорией разбитых окон.

Суть ее сводится к одному — незначительных нарушений не бывает. Все правонарушения всегда вырастают на почве безнаказанности в мелочах. Стены компании могут быть увешаны плакатами и лозунгами, «принципами работы», «этическими кодексами» и «миссиями», но до тех пор, пока сотрудники не ознакомятся с этими руководящими документами официально, под роспись, они будут пытаться совершать нарушения или по крайней мере держать такую мысль в своей голове.

Мы неоднократно сталкивались с ситуациями, когда незадолго до большой кражи денежных средств в компании происходили хищения на мелкие суммы. Это некая «проба пера», проверка «а что будет и как ситуация повернется». Поэтому, даже по мелким нарушениям непременно следует проводить расследования или разъяснительные работы, чтобы сотрудники видели, что безнаказанности в вашей компании не место.

В следующих статьях этого цикла мы рассмотрим конкретные меры превентивного характера, необходимые для построения корпоративных принципов, направленных на обеспечение безопасности бизнеса.