Безопасность бизнеса требует непрестанного поддержания целого ряда превентивных мер, направленных как на мониторинг внутреннего климата в коллективе, так и на выявление возможных нарушений действующих в компании правил.

О нескольких элементах мы рассказали в предыдущих статьях данного цикла. Сегодня же мы затронем такой элемент создаваемого комплекса превентивных мер как мониторинг и прогноз поведения сотрудников.

Подобный анализ руководство компании, служба безопасности или другие отделы могут проводить через различные инструменты сбора информации в интернете, изучение данных соцсетей, составление как некой «объективки», так и проведение мониторинга окружения изучаемого лица, его родственников и друзей, установление признаков несоответствующих зарплате расходов, аффилированности с другими лицами в конкурирующих компаниях и т.д. На данную тему в нашем разделе КЕЙСЫ есть интересная история.

По имеющимся фотографиям, сообщениям и комментариям можно составить психологический портрет сотрудника (профиль личности), чтобы заранее понять, кто перед вами и как он будет себя вести в той или иной ситуации. Это позволит определить как общаться с этим человеком в конфликте, из-за чего могут возникнуть недомолвки, выявить его слабые и сильные стороны, степень искренности, дать прогноз поведения и составить некую инструкцию по взаимодействию. При необходимости и в зависимости от цели и задачи, можно предварительно выстроить сценарий беседы и опроса.

Прогноз поведения сейчас взяли на вооружение и различные мошенники – это тоже необходимо учитывать. Пользуясь тем, что многие сотрудники для личной переписки используют корпоративную почту или устройство, подключенное к корпоративной сети, злоумышленники, прогнозируя характер, поведение, эмоциональность, внушаемость различных сотрудников засылают, так называемые, фишинговые письма счастья – сообщения, содержащие в теле письма вирус или ссылку на сайт с вирусом. Иногда вирус зашивают в сам логотип компании, который часто используется при пересылке писем.

Такие письма носят побуждающий, эмоциональный, манипулятивный характер. В бухгалтерию могут прилететь письма с содержанием «срочно оплатите счёт», «не получили оплаты», «вы выиграли миллион» и другие эмоциональные заголовки, побуждающие человека перейти по ссылке, открыть документ.

Положительно зарекомендовала себя такая превентивная мера как демонстрация результатов проведенного расследования в отношении бывших сотрудников компании. Здесь есть два «но»: подобного рода действия должны соответствовать корпоративным принципам и результаты расследования должны быть доведены до конца – переданы в суд либо в правоохранительные органы.

Обычно ее реализация происходит так: служба безопасности приглашает сотрудников отдела, где работал правонарушитель либо сотрудников отделов с высоким риском (закупок, продаж, проведения тендеров), для показа видеофильма о правонарушении и проведенном расследовании. При его просмотре, сотрудники обычно понимают, что при злоупотреблениях на рабочем месте они сами могут стать героями такого фильма, а расследование и наказание не просто гипотетично, но и вполне реально.