Для выполнения задачи по обеспечению безопасности вашего бизнеса важно на постоянной основе осуществлять ряд мер, которые поставят преграды на пути возможных злоупотреблений ваших сотрудников. Все меры мы раскроем в данном цикле статей. Сегодня мы рассмотрим такие превентивные элементы как соглашение о конфиденциальности и создание карты «слухов, интриг и разговоров».

В последнее время разработка соглашения о конфиденциальности, так называемый NDA рассматривается как панацея не только для крупного бизнеса, но и для малого и среднего. Однако, заключение NDA требует, чтобы в компании был введен режим охраны коммерческой тайны с обеих сторон. При его отсутствии подписанные сотрудниками, партнерами, поставщиками бумаги о сохранении тайны не будут иметь должного веса.

Разработка документации для создания режима охраны коммерческой тайны относится не только к плоскости юридического отдела. В этом направлении должен работать отдельный специалист – кадровик (которого часто путают с HR или возлагают эти обязанности на штатного юриста). Надо признать, что ни бухгалтер, ни юрист, ни HR, не могут всеобъемлюще знать трудовое право и ежеквартально отслеживать изменения в законодательстве и рекомендации по данному вопросу.

Если вы хотите, чтобы ваши данные были защищены, то разработайте соответствующие ограничительные грифы (наподобие, «конфиденциально»), пропишите их в локальных актах и NDA, установите ответственность за их нарушение. Так вы сможете апеллировать к ним в суде, если до этого дойдет дело, имея надлежащие доказательства, и сбережете свои деньги и нервы.

Еще одним элементом комплекса превентивных мер является создание карты «слухов, интриг и разговоров». С помощью различного рода информационных утечек (от сотрудников, которые делятся последними новостями, из общих разговоров в «курилке», из слухов о коллегах и об отношении к руководству) служба безопасности, аудита компании сможет держать руку «на пульсе» и узнавать о мелких правонарушениях.

Аналогичную роль может выполнять и «горячая линия», организованная в вашей компании. Там, где по каким-либо причинам такую систему внедрить затруднительно, можно обеспечить аналогичного рода мониторинг лояльности, в том числе выявления неявных конфликтов, путём размещения анонимных ящиков, на которых можно доступно написать: «Для анонимных писем руководству».

Организация такой системы позволит снять эмоциональное напряжение в коллективе. Если у кого-то кипела обида, то после отправки такого анонимного она сразу снизится. К тому же это хорошая возможность изучить, каково настроение внутри вашего коллектива, а порой узнать о совершенных правонарушениях.

Опыт работы экспертов Научно-исследовательского центра корпоративной безопасности показывает, что в подобные анонимные ящики часто попадают довольно полезные советы по улучшению работы компании. А в случае информирования о нелицеприятных событиях, часто имеется возможность определить по стилю или почерку автора письма, чтобы в дальнейшем проанализировать его окружение в поисках нарушителя.