Ежедневно к нам поступает информация из различных источников. Среди них не только традиционные СМИ, но и социальные сети, блоги, форумы, мессенджеры, рекламные рассылки и многое другое. Интернет дает возможность миллионам людей получать доступ к огромному массиву сведений буквально за несколько кликов. Однако он также облегчает процесс создания и распространения ложной информации. Нередко на разных ресурсах представлены противоречащие друг другу данные. В результате возникает сложность в поиске достоверных сведений. Научиться анализировать, осознанно потреблять информацию и быстро отличать правдивые источники от fake news позволяет медиаграмотность.

Содержание:
Медиаграмотность: разбираемся в понятии
Медиаграмотность — это способность ориентироваться в различных типах медиа и понимать, как они устроены. В эру гаджетов и современных технологий этот навык приобретает действительно большое значение.
Медиаграмотность включает совокупность навыков получать доступ, изучать, анализировать, оценивать разные виды информации и медиа. Человек, обладающий этими навыками, использует различные источники и может обнаружить достоверные. Он может быстро переключаться между ресурсами, понимает принципы их работы, осознает последствия собственных действий в Интернете и способен брать за них ответственность.
Какие преимущества позволяет получить медиаграмотность?
Развитие этого навыка открывает перед человеком множество возможностей, среди которых:
- Умение критически мыслить. Интернет и современные социальные медиа предоставляют возможность с легкостью создавать разный контент, а его регулирование подчас либо субъективно и зависит от конкретной платформы, либо отсутствует вовсе. В результате становится все сложнее оценивать степень адекватности информации, определять автора сообщений и понимать, можно ли ему доверять. В этих условиях развитие критического мышления помогает, например, находить достоверные сведения, стоящий контент или быстро определять идею сообщения.
- Способность оценивать и эффективно потреблять информацию. Медиаграмотность позволяет определить, какому сообщению можно доверять, а какому – не стоит, какой источник дает объективную информацию, а какой – чьи-то домыслы, или вовсе распространяет откровенные фейки. Также пользователь учится распознавать приемы, стимулирующие к различным действиям, и манипуляции в СМИ.
- Умение ответственно создавать контент в Интернете. Медиаграмотный пользователь способен адекватно оценивать свои сообщения и то влияние, которое они могут оказать на других людей.
- Осознание роли медиа в современном обществе. Ежедневно СМИ предоставляют пользователям огромный массив информации, которая влияет на выбор, мнения и взгляды. Медиаграмотность дает понимание того, насколько сильно различные медиаресурсы могут воздействовать на сознание людей, заставляя мыслить и даже действовать определенным образом.
- Умение понимать цели автора медиасообщения. Медиаграмотный человек способен распознать, является ли контент исключительно информативным или создан с целью изменить мнение читателя. Понимание истинной цели медиа позволяет относиться к информации более осознанно и избегать негативных последствий ее воздействия.
- Способность распознавать мнение автора по конкретной теме. Сегодня часто можно встретить публикации, в которых фактические данные служат не цели формирования объективной картины мира читателя, а используются для маскировки позиции автора, попросту говоря, – для манипуляции.
В чем разница между медиаграмотностью и медиаобразованием?

По данным “Российской педагогической энциклопедии”, медиаобразование представляет собой направление в педагогике, в основе которого лежит изучение закономерностей массовой коммуникации. Это процесс развития культуры взаимодействия человека с медиаресурсами. Он помогает формированию критического мышления, навыков анализировать и правильно интерпретировать контент. В результате этого процесса пользователь обретает медиаграмотность. Таким образом, медиаобразование представляет собой более широкое понятие.
В нашей стране это педагогическое направление получило официальный статус в 2002 году. УМО при Министерстве образования Российской Федерации была зарегистрирована новая вузовская специализация — “Медиаобразование”.
Сегодня образовательная деятельность в медиасфере находит широкое применение в различных областях:
- обеспечение информационной безопасности в Интернете (способность самостоятельно ориентироваться в медиапространстве, бороться с воздействием сетевых вирусов и т. д.);
- поиск достоверных данных (умение грамотно формулировать поисковые запросы, анализировать полученную информацию, выделять и систематизировать необходимые сведения по определенным параметрам);
- интерпретация медиаконтента (способность воспринимать информацию, понимать ее суть и скрытый смысл);
- создание собственного медиаконтента, в том числе и совместно с другими авторами;
- освоение медийного пространства в целом (соблюдение этики общения с другими пользователями, понимание направленности диалога в Сети и т. д.).
Как развить критическое мышление для правильного восприятия медиаданных?
Формирование навыков критического анализа информации — один из наиболее эффективных практических способов развития медиаграмотности. Различные события, освещаемые в СМИ и социальных медиа, не всегда дают возможность сформировать объективное мнение. В связи с этим критически относиться стоит ко всем данным, вне зависимости от того, из какого источника они были получены.
Чтобы понять, действительно ли достоверна представленная информация, необходимо:
- Убедиться в достоверности источника. Постарайтесь выяснить, кто является автором медиаконтента. Стоит узнать, использует ли он реальное имя или псевдоним, не был ли замечен ранее в распространении фейковой информации, хорошо ли разбирается в освещаемой теме, имеет ли достаточно знаний по теме (это могут подтвердить интервью, научные публикации, резюме и т. д.).
- Проверить, не встречались ли аналогичные сведения в других новостных сводках. Нередко текст берется из более ранних сообщений и разбавляется новыми данными. Если перед вами контент со схожей структурой, дополненный призывами о том, что нужно сделать, можно усомниться в его правдивости или, как минимум, задуматься о целях автора. Понимая, как распознать фейковую новость, вы сможете быстро и безошибочно различать такие сообщения.
- Оценить, как влияет на вас полученная информация. Если новость вызывает у вас чрезмерно яркое проявление эмоций, это повод задуматься, не пытается ли автор контента оказать на вас воздействие. Возможно, он старается манипулировать вами или даже подтолкнуть к каким-то действиям. Важно помнить, что новостные сообщения, созданные с целью информирования пользователей, как правило, подаются в нейтральном ключе и содержат только факты.
- Постараться понять, для чего автор контента пытается вас эмоционально “раскачать”. Задумайтесь о том, что именно вы чувствуете при прочтении медиасообщения и почему. Только включив критичность мышления, вы сможете добиться наибольшей объективности при восприятии информации.
Полезные источники, которые помогут разобраться в теме медиаграмотности и защиты от манипуляций в СМИ
Из всего вышесказанного вытекает логичный вопрос: где и как можно получить навыки, которые помогут развить медиаграмотность, критическое мышление и умение отличать фейковые новости? Специалисты Научно-исследовательского Центра Корпоративной Безопасности по роду своей деятельности занимаются поиском достоверных сведений. Знания о развитии медиаграмотности и защите от манипуляций можно получить из различных тренингов и обучающих курсов НИЦКБ. Эта тема подробно освещена в бесплатном вебинаре Анны Кулик “Фейки и манипуляции: как распознать и не поддаваться”. Из него вы узнаете, как ориентироваться в огромном потоке информации и критически ее анализировать, используя методы лингвистики, психологии и профайлинга.
Кроме того, эксперты НИЦКБ подготовили курс-практикум по теме “Фактчекинг – защита от фейков и мошенничества”. Слушатели научатся определять признаки манипуляции в публикациях и предотвращать их влияние, выявлять информационные вбросы, проверять медиаисточники, не попадаться на опасные предложения мошенников и т.д.
Подробную информацию о медиаграмотности и правилах кибергигиены вы также можете получить из книги И.С. Ашманова и Н.И. Касперской “Цифровая гигиена”. Она будет полезна для всех, кто в быту или по работе сталкивается с цифровой средой, но не является профильным экспертом.
Также специалисты НИЦКБ рекомендуют к прочтению книгу Р. Холидея “Верьте мне – я лгу!”.