С самого начала февраля на все наши ресурсы количество вопросов, связанных с коронавирусом и информационными волнами вокруг него, растёт с геометрической прогрессией. Долго копили и хотели все оставить для ближайшего курса «Психология влияния», но сейчас, чтобы не рассылать ответы каждому, подготовили пост.
Самых популярных вопросов, пожалуй, два.
Итак,
1. Кто и зачем рассылает панические письма?
Однозначно отвечать на этот вопрос без комплексного и глубокого исследования с демонстрацией результатов было бы не совсем правильно. Но некоторыми нюансами хотели бы поделиться. В своей практике мы встречали множество случаев, когда на резонансных и волнующих общество темах пытались «проехаться» многие: кто-то зарабатывал себе политический вес, лоббируя те или иные решения; другие «топили» конкурентов (так было в случае с трагедией в торговом центре «Зимняя вишня»); есть и те, кто делает подобные вещи шутки ради.
Тестирование некоторых социальных технологий тоже очень часто в таких ситуациях имеет место. Признаки всех этих процессов мы видим и на примере «вбросов» (к слову их довольно много) про COVID-19. Наш опыт подсказывает, что подобного рода моральные паники снижают общую критичность восприятия информации в тех или иных социальных группах. А уж кому и для чего это может быть нужно – это другой вопрос))
2. Как самостоятельно отделять правду от фейка в таких рассылках?
Сегодня с развитием технологий отличить правду от хитроумной фальсификации становится все сложнее, тем более строятся фэйки по формуле: один-два легко проверяемых правдивых факта + самое главное «блюдо» – ЛОЖЬ. Эта нехитрая тактика упрощает «усвоение» фальсификации читателем, так как прекрасно задействует когнитивные искажения.
И все же есть несколько простых рекомендаций:
1. Обращайте внимание на свои эмоции, возникающие от прочтения. Если после изучения короткого текста/картинки/аудио вы резко ощутили сильный страх, тревогу, сочувствие, гнев, панику, значит в контенте есть признаки манипуляции. Она не всегда может быть злонамеренной, но задайте себе вопрос: какой реакции хочет добиться автор?
2. А вот на этот вопрос поможет ответить финальная часть текста/голосового сообщения/картинки. Именно там содержится вывод или призыв к действию.
3. Ну и главное – думайте и не ленитесь иногда просто посчитать. К примеру, сейчас распространяется информация о 20.000 заражённых коронавирусом в Москве. В этом случае «каналов утечки информации», которые было бы необходимо перекрыть, чтобы скрыть такую будоражащую цифру, будет огромным. Давайте предположим, что у каждого из этих «заражённых» есть хотя бы один друг или родственник, который неизбежно узнал бы о болезни своего близкого (в реальности у кого-то такой «связи» нет совсем, а у кого-то их больше 1). Итого уже 40.000 потенциальных точек утечки информации.
Добавьте к этому друзей наших «заражённых» в социальных сетях, которые тоже могли бы всем рассказать про инфицирование своего близкого (или не очень). Представили лавину информации? Такой «масштаб трагедии» не скрыли бы даже все разведки мира.
Научиться выявлять и противодействовать манипуляциям Вы сможете на онлайн-практикуме “Защита от фейков и мошенничества. Чему верить в сети Интернет?”
Получите бесплатную консультацию по своему вопросу по телефонам +74993509055 или +79264014250
Поделиться: