Начать статью нам хотелось бы с нескольких историй. Поскольку основной специализацией НИЦКБ является работа с госсектором и крупным бизнесом, мы не следили так активно за проблемами малого бизнеса. Но внезапно клиентов из малого бизнеса становится все больше и почти каждый первый обращается с типичным запросом. История первая. Мы помогали собственнику небольшой сети кафе решить проблему с развернутой против него информационной войной. В ходе работы выяснилось, что ее организовал партнер по бизнесу. Оказалось, что перед тем, как начать сотрудничество с нами, клиент обращался за проверкой к одному из “профайлеров”, который сказал, что этот партнер идеально подходит. История вторая. Компания, занимающаяся производством, столкнулась с неблагонадежностью сотрудников уже когда они стали “бывшими”, поскольку те решили написать жалобу в трудовую инспекцию, желая получить денежную компенсацию. Изучение личностей этих сотрудников показало, что возникшие с ними проблемы можно было предвидеть еще на этапе подбора. На вопрос “как получилось, что они были приняты на работу?” руководитель компании ответил, что обращался к частному “профайлеру”, который определил их “психотипы” и рекомендовал принять на работу. И это далеко не единичные случаи, когда люди сталкиваются с некачественно оказанными профайлерскими услугами. Вот мы и подошли к вопросу поиска и выбора профайлера. Искать самому таких специалистов в Интернете без глубокого изучения и критического подхода к оценке весьма опасно, много мошенников и самозванцев. Мы подготовили для вас чек-лист, с помощью которого можно отличить хорошего профайлера с опытом работы в государственной и бизнес сферах от того, кто только мнит себя таковым. Итак, начнем по порядку: Спросите, какое образование у интересующего вас специалиста, и как часто он повышает свою квалификацию. Настоящему профайлеру нужно обладать довольно глубокими и одновременно обширными знаниями в различных отраслях юриспруденции, психологии, психолингвистики, автороведении, аудите, разбираться в политике, тонкостях бизнес процессов. Чем разнообразнее и шире круг компетенций профайлера, тем объективнее он сможет оценивать контекст и поведение человека в нем. Ну и, безусловно, необходима практика, практика и еще раз практика. Первое время после обучения важно работать под наставничеством опытного специалиста, чтобы получать обратную связь в полевых условиях. К сожалению, все чаще после двухнедельного курса обучения профайлингу люди сразу объявляют себя экспертами-профайлерами и начинают преподавательскую и консалтинговую деятельность. Проведите фактчекинг – поищите упоминания в Интернете, реальные отзывы и рекомендации. Проверьте биографию эксперта за последние 5-10 лет. Иногда оказывается, что сами “специалисты по лжи” частенько врут. Например, могут приписать себе 10-15 лет практики или приписывать многолетний опыт компании новоиспеченному сотруднику. Встречаются случаи, когда клиенту рассказывают о проведении 5000 проверок в год (что физически в одиночку невозможно) или взаимодействии с госсектором, крупным бизнесом. Нередко масштаб своей организации преувеличивается до размеров всероссийского или даже международного. Не поленитесь уточнить, откуда такой размах. Изучите, какие методы специалист-профайлер использует в своей работе (или в обучении). Ниже небольшой список того, что должно быть в арсенале методов настоящего профайлера: Важно также понимать, соответствует ли ваша сфера деятельности и специализация профайлера. Например, если ему предстоит решать проблемы, связанные с бизнес процессами, то специалист должен знать тонкости документооборота, понимать финансовые и аудиторские отчеты, разбираться в особенностях организации работы в той или иной компании; если речь идет о работе в сфере безопасности, то, скажем так, сопутствующие компетенции профайлера должны быть несколько иными. Лучше, если над вашей задачей будет работать команда специалистов с различной узкой специализацией. Иногда специалисты называют профайлингом различные инструменты, которые ввиду своей популярности, помогают им привлечь внимание массового потребителя. Например, добавляют в профайлинг НЛП, физиогномику, дизайн человека, соционику и др. Сомнительный научный статус многих из этих методов делает анализ подобных “профайлеров” далеким от реальности. Однако, если есть люди, использующие перечисленные инструменты, и у них все получается (корректные, объективные выводы, положительные результаты), то это замечательно. Только в таком случае не совсем верно называть это профайлингом. У настоящего специалиста должен быть свой информационный ресурс: сайт и страницы в социальных сетях. При их анализе, важно учитывать два фактора: качественный и количественный. Качественный: грамотность контента (как в смысле знания материала, так и правописания, пунктуации), четкость формулировок, применимость информации, уникальность публикаций, авторство специалиста, источники, на которые ссылается. Количественный: возраст ресурса, количество публикаций, примеры успешных (или наоборот сложных) кейсов. Здесь стоит оговориться, что деятельность профайлера всегда сопровождается строжайшим соблюдение довольно жестких требований конфиденциальности, поэтому подробного и детального описания кейсов может и не быть – чаще всего они обезличены. Если “профайлер” раскидывается направо и налево не обезличенными рассказами о примерах из своего опыта, то лучше 10 раз подумать, прежде чем довериться ему. При изучении сайта, откройте страницу с отзывами. Важно понять, что человек сам о себе рассказывает, а затем проверить это в других источниках (яндекс, соцсети, гугл, сарафанное радио). На что обращать внимание? На наличие благодарственных писем и год их выдачи. Ищите благодарности от корпоративных клиентов или государственных органов, – это показатель уровня доверия и лояльности к данному профайлеру. Будьте осторожны, когда видите на сайте логотипы крупных брендов. Факт сотрудничества с ними далеко не всегда подтверждается доказательствами, к примеру в виде благодарственного письма. Бывает, что к “профайлеру” на обучение приходит в качестве частного лица сотрудник крупной компании, а спустя время на сайте “специалиста” появляется упоминание о сотрудничестве с этим брендом. Согласитесь, это не совсем честно, поэтому необходимо все проверять несколько раз, используя несколько источников, дабы исключить лицемерие и фальсификацию. Лучше всего выбирать по отзывам, рекомендациям знакомых вам людей, которые уже пользовались услугами и получили настоящий и положительный результат. Например, вы знаете, что сотрудник, которого подобрали профайлеры, успешно выполняет свои обязанности, совершил открытие, или переговоры завершились положительным исходом для клиента. Может быть расследование и поиск мошенника внутри компании закончились не просто словами профайлера: “он такой”, а нашлись резонные доказательства. Советуем быть осторожными, если специалист первый пишет вам в личные сообщения, например, в социальных сетях или мессенджерах, предлагая свои услуги. Раз профайлер ищет клиентов такими агрессивными методами, стоит усомниться в его опытности и надежности. Не путайте с рассылкой, которая является обычным инструментом любого медиаплана. Если же вы хотите связаться со специалистом, лучше писать по адресам, указанным непосредственно на ресурсе. Обратите внимание, должна быть конструктивная обратная связь. Хорошим знаком будет ответ в короткие сроки и по делу без стремления сразу навязать услугу. Мы уже писали о конфиденциальности, но упомянем еще раз. Опытный профайлер каждое обращение по умолчанию рассматривает как конфиденциальное, а потому может предложить клиенту встретиться для обсуждения задачи. Встреча важна еще и потому, что дает возможность профайлеру задать вопросы заказчику. Значительная включенность специалиста в процессы, знание которых необходимо для решения задачи клиента, – отличный показатель: не вникнув в тонкости ситуации, профессионал не будет делать выводов. У благонадежного специалиста должно быть все в порядке. Если вы договариваетесь об оказании услуг, то это обязательно документируется. Написанное на бумаге должно полностью соответствовать тому, о чем вы прочли на сайте, узнали из рекламы, проговорили устно (имена, название компании, год создания, ОКВЭДы и проч). Немаловажным фактором будет наличие образовательной лицензии именно (подчеркиваем) в данной теме – теме профайлинга. Поинтересуйтесь, был ли у специалиста опыт участия в тендерных закупках. Гарантом надежности также является наличие зарегистрированных товарных знаков, сертификатов соответствия качества услуг международным стандартам, свидетельства о прохождении проверок Департамента образования – в общем задокументированное подтверждение качества, надежности и законности предоставляемых услуг. Еще один важный фактор – адекватное рынку предложение. Работа профайлеров трудоемкая, «сделанная руками» и требует серьезной концентрации и фундаментальных знаний, погружения в проблемы Заказчика, использования широкого спектра инструментов, поэтому вряд ли найдется на рынке хоть одна качественная услуга за очень низкую стоимость. В завершение хотелось бы сказать, что перед оформлением дорогостоящего контракта, желательно проверить подходит ли конкретно вам выбранный специалист. Для этого можно заказать пробный кейс, чтобы посмотреть, как он справляется, понаблюдать за процессом работы и финальным результатом.Образование и практика.
Экспертный опыт.
Методы.
Чего быть не должно?
Почему это плохо?
Информационный ресурс.
Отзывы.
Коммуникация.
Конфиденциальность.
Юридическое сопровождение.